ОАО "РЖД" подвело итоги реформирования железнодорожного транспорта в 2008 году

25.12.2008 18:36
Структурная реформа формирует мощный транспортный холдинг "Российские железные дороги", в котором многие вспомогательные виды деятельности (ремонт, промышленное производство, проектно-изыскательные работы, научно-исследовательская деятельность и др.) отделены от инфраструктуры и перевозок и работают в конкурентной среде.
В уходящем году совет директоров принял решения о создании 9 дочерних и зависимых обществ: ОАО "Вагонреммаш", ОАО "Новосибирский стрелочный завод", ОАО "БетЭлТранс", ОАО "ТрансВудСервис", ОАО "Первая нерудная компания", ЗАО "Русская медь", ОАО "Ишимский МЗ", совместное предприятие по ремонту грузовых вагонов на базе вагоноремонтного депо Грязи Юго-Восточной железной дороги, дочерние общество ОАО "РЖД" в сфере капитального ремонта локомотивов на базе имущества Екатеринбургского ЭРЗ, Ростовского ЭРЗ, Новосибирского ЭРЗ, Челябинского ЭРЗ, Улан-Удэнсого ЭРЗ, Ярославского ЭРЗ, Астраханского ТРЗ, Воронежского ТРЗ, Оренбургского ЛРЗ, Уссурийского ЛРЗ, Проектно-конструкторско-технологического бюро по локомотивам.
Начата реализация проектов по продаже пакетов акций дочерних обществ. В начале текущего года реализован 15-процентный пакет акций ОАО "Трансконтейнер". При номинальной стоимости в 2 млрд  рублей эти акции были проданы более чем за 7,8 млрд  рублей. Продолжена продажа и сдача в аренду неиспользуемого или недостаточно эффективно используемого имущества ОАО "РЖД". В текущем году продано имущество производственного комплекса порта Темрюк за 1,1 млрд. рублей. По итогам 2008 года планируется, что доходы от передачи имущества в аренду составят 5,4 млрд  рублей без учета НДС.
Продано на конкурсе имущество 15 из предложенных на рынок 22 вагоноремонтных депо. Поступления от продажи составили более 3 млрд. рублей, превысив запланированные почти на 500 млн  рублей. Все это говорит о реальном интересе частного бизнеса к активам ОАО "РЖД", и, следовательно, потенциальном ресурсе для инвестиционного развития компании.
С 1 июля 2008 года начала самостоятельную деятельность Центральная дирекция по ремонту пути, основными задачами которой является организация всех видов ремонта и реконструкции железнодорожного пути, сооружений и земляного полотна в объемах, необходимых для безопасного пропуска поездов с установленными скоростями.
Правление ОАО "РЖД" одобрило Концепцию эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов до 2015 года. В основу Концепции положены следующие принципы: клиентоориентированность развития, комплексность развития совместно с прилегающей территорией, сбалансированность развития, уникальность развития, принцип эффективности.
Также в 2008 году советом директоров компании одобрена Концепция реформирования пассажирского комплекса дальнего следования. На основе проведенной оценки альтернативных вариантов реформирования с точки зрения эффективности и уровня риска сделан вывод о целесообразности создания Федеральной пассажирской компании по перевозкам пассажиров в дальнем следовании (ФПК) в качестве дочернего общества ОАО "РЖД".
Правительством Российской Федерации приняты важнейшие для российских железных дорог решения по компенсации упущенных доходов перевозчиков, выполняющих пассажирские перевозки в дальнем следовании по регулируемым тарифам. Начиная с 2007 года в федеральном бюджете запланированы средства на компенсацию выпадающих доходов: в 2007 году – 10,9 млрд  рублей, в 2008 году – 19,4 млрд  рублей, в 2009 году – 32,6 млрд  рублей, в 2010 году – 28 млрд  рублей, что поможет сформировать экономические условия для создания ФПК.
Реализуются мероприятия по реформированию пригородных пассажирских перевозок. В апреле 2008 года правлением ОАО "РЖД" одобрена "Программа развития пригородного пассажирского комплекса ОАО "РЖД" до 2015 года", цель которой - установление ключевых стратегических целей и основных направлений развития пассажирского комплекса пригородного сообщения ОАО "РЖД", определение объёмов и источников инвестиций на среднесрочную перспективу.
В рамках реализации стратегии формирования эффективных мультимодальных транспортных цепочек в 2008 году холдинг вошел в состав управляющей компании развития Мурманского транспортного узла, участвует в развитии терминальных мощностей Владивостокского транспортного узла.
Для развития интермодальных пассажирских перевозок советом директоров ОАО "РЖД" одобрено приобретение 50%-го пакета акций ОАО "Аэроэкспресс" - оператора железнодорожных перевозок в московские международные аэропорты.
Мероприятия Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте рассчитаны до 2010 года. К этому сроку компания запланировала осуществить серьезные преобразования:
- создание дочернего общества Федеральная пассажирская компания;
- вывод на безубыточность пригородного пассажирского комплекса и создание после этого большого числа новых пригородных пассажирских компаний;
- реформирование комплекса по ремонту грузовых вагонов и создание на базе Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов дочернего общества;
- завершение реформирования предприятий, объединенных в настоящее время в Дирекцию по ремонту пути (ЦДРП);
- обособление и перевод в режим самодостаточной экономики ряда объектов санаторно-курортного обеспечения;
- дальнейшее реформирование сегмента оперирования грузовым подвижным составом и др.
В 2009 году будет продолжена реализация мероприятий, предусмотренных Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте.


все новостивсе новости