ФАС России: прекратить госрегулирование хозяйствующих субъектов, осуществляющих погрузочно-разгрузочные работы на внутреннем водном транспорте

29.03.2007 15:24
ФАС России провела анализ рынка погрузочно-разгрузочных работ на внутреннем водном транспорте и пришла к выводу о необходимости исключить из реестра субъектов естественных монополий на транспорте и прекратить государственное регулирование хозяйствующих субъектов, осуществляющих погрузочно-разгрузочные работы, за исключением работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районов.
Анализ рынка показал, что после исключения погрузочно-разгрузочных работ на внутреннем водном транспорте из списка лицензируемых видов деятельности, существенно увеличилось количество участников данного рынка.
Поскольку номенклатура грузов речных портов практически одинакова, то рынки являются конкурентными или потенциально конкурентными. Открытость рынка, то есть беспрепятственная возможность входа на рынок погрузочно-разгрузочных работ новым хозяйствующим субъектам, является гарантом сохранения и развития конкуренции. Государственное регулирование деятельности участников рынка излишне, сдерживает развитие конкуренции и негативно сказывается на их конкурентоспособности.
Включение в реестр субъектов естественных монополий на транспорте участников рынка противоречит статье 3 Федерального закона «О естественных монополиях», которая определяет естественную монополию, как состояние рынка без конкуренции, а не рынок с доминированием хозяйствующих субъектов.
Установление тарифов для хозяйствующих субъектов, включенных в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, создает для них дискриминирующие условия по сравнению с конкурирующими невключенными в реестр хозяйствующими субъектами.
Кроме того, речные порты конкурируют с морскими портами, располагающимися в устье рек и близлежащих районах.
Речные порты, включенные в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, являются крупными транспортными организациями, расположенными в крупных транспортных узлах, с развитыми системами автомобильных и железных дорог, которые оказывают жесткую конкуренцию речным портам в силу своих преимуществ: низкой трудоемкости суммарных погрузочно-разгрузочных работ, круглогодичной работы и высокой мобильности доставки грузов. Железная дорога практически вытеснила речной транспорт с рынка перевозок древесины, а автомобильный транспорт с рынка перевозок строительных материалов. Песок, добываемый со дна рек, замещается карьерным песком, транспортируемым автомобильным и железнодорожным транспортом.
Пункт 3 статьи 4 Федерального закона «О естественных монополиях», не допускает сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
ФАС России считает, что в случае доминирующего положения хозяйствующих субъектов в речных бассейнах достаточно антимонопольного контроля путем их включения в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке соответствующего товара более 35%.
Исключение могут составлять речные порты, находящиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах, поскольку они могут быть единственными пунктами, через которые осуществляется перевалка грузов северного завоза речным транспортом за счет средств соответствующих бюджетов согласно Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Соответствующее обращение было направлено в Федеральную службу по тарифам, которая уполномочена осуществлять государственное регулирование субъектов естественной монополии и вести реестр субъектов естественных монополий на транспорте, сообщает пресс-служба ФАС России.

все новостивсе новости