Б.Лапидус считает, что закон "О естественных монополиях" действует в качестве ограничителя

19.03.2009 14:56
Закон "О естественных монополиях" уже действует не столько в качестве комплексного инструмента регулирования естественной монополии, сколько в качестве ограничителя. В нём весьма подробно расписаны права органов регулирования, их инструменты, но задача, связанная с конкурентным развитием сферы естественных монополий, не решена, отметил сегодня на страницах "Гудка" старший вице-президент ОАО "Российские железные дороги" Б.Лапидус. Рассмотрим, например, ситуацию с четвёртой статьёй закона, . В ней говорится, что к сфере естественных монополий должны относиться инфраструктурные мощности, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта. Но, таким образом, в самих формулировках этого закона есть противоречия, которые мы ощущаем в своей работе. Понятие железнодорожных перевозок требует не только уточнения, но и диверсификации, так как железнодорожная перевозка является элементом развития рынка. Неточность в формулировках влияет не только на деятельность ОАО «РЖД», но и других потенциальных перевозчиков, которые когда-то у нас обязательно появятся.
На наш взгляд, более правильным является отнесение к сфере естественных монополий железнодорожной инфраструктуры, но не всей, а только той её части, где нет конкурентного рынка. Так, нельзя отнести к естественной монополии железнодорожную инфраструктуру при перевозках транзитных грузов из Азии в Европу. Мы занимаем там всего около 2 – 3% рынка, а основная часть грузов перевозится морским транспортом. Ограничения законом не позволяют ОАО «РЖД» реагировать на конъюнктуру рынка в этой сфере. Усилия, которые прикладываются ОАО «РЖД» для развития сухопутного евро-азиатского транзитного моста, ограничиваются не имеющими отношения к рынку методами регулирования.
Из сферы естественных монополий должно быть выведено регулирование вагонной составляющей, а также весь тариф в сегментах с развитой межвидовой конкуренцией: перевозки контейнеров на короткие расстояния, нефти и нефтепродуктов в направлениях, параллельных соответствующим трубопроводам, и т.п. Это откроет новые возможности для обновления подвижного состава и станет стимулом дополнительного развития сети, строительства обходов вокруг мегаполисов или крупных центров, прокладки подъездных путей к новым месторождениям, заводам, центрам рекреации, чего требуют большинство руководителей субъектов Федерации. Поэтому закон требует уточнения в части развития рыночных инструментов и рыночных возможностей. Любые ограничения при этом должны контролироваться базовым законодательством о конкуренции, подытожил Б.Лапидус.


все новостивсе новости