Южно-Уральская железная дорога отмечает 75 лет со дня образования

15.04.2009 12:40
15 апреля исполняется 75 лет со дня образования Южно-Уральской магистрали.
В 1934 году в целях эффективного и грамотного управления советскими магистралями ряд железных дорог был разукрупнен. Постановлением совета народных комиссаров тысячекилометровый участок Транссиба был выделен в состав Южно-Уральской железной дороги с управлением в Челябинске. 15 апреля 1934 года ЮУЖД приступила к работе.
В то время основным видом локомотивов были паровозы самых различных серий, и лишь 40% из них – новые, мощные для того времени паровозы серий Э, ЭУ, ЭМ в грузовом движении и С, СУ – в пассажирском движении. Сдерживали движение поездов жезловой и телеграфный способы связи, и лишь на главном ходу от Кропачево до Челябинска была полуавтоматическая блокировка.
В предвоенные годы Южно-Уральская дорога получила вторые пути от Челябинска до Макушино, на всем главном ходу от Кропачево до Макушино была введена автоматическая блокировка, сданы в эксплуатацию более 900 км новых линий, освоены ремонт и эксплуатация мощных паровозов серий ФД и ИС. Длина пути на станциях была увеличена до 850 м.
В годы Великой Отечественной войны, когда значительная часть промышленных предприятий была перебазирована из западных районов на Урал и в Сибирь, резко возросли перевозки пассажиров и грузов. Необходимо было срочно решить вопрос резкого увеличения провозной и пропускной способности дороги. Несмотря на огромные трудности, испытываемые страной, Госкомитет обороны принял постановление перевести на электрическую тягу наиболее тяжелый горный участок Челябинск–Кропачево протяженностью 320 км. С Кировской железной дороги, находившейся в полосе боевых действий, были вывезены электрооборудование для 10 тяговых подстанций и инженерно-технический персонал. 2 ноября 1945 года машинист В.Н. Иванов на электровозе ВЛ19 провел первый грузовой поезд весом 1200 тонн по электрифицированному участку Челябинск – Златоуст. Так было положено начало электрификации Транссибирской магистрали.
Значительное техническое оснащение Южно-Уральская дорога получила в послевоенное время. Основной курс был взят на электрификацию участков и перевод остальных участков с паровой тяги на тепловозную. В 1949 году был электрифицирован участок Златоуст – Кропачево, в 1955 году – Бердяуш – Бакал, годом позже – Курган – Макушино и в 1957 году – участок Челябинск – Курган. В 1961 году после присоединения к дороге Петропавловского отделения был электрифицирован последний, замыкающий, участок Макушино – Исилькуль длиной 272 км.
Сегодня Южно-Уральская магистраль, развернутая протяженность которой занимает около 8 тыс. км, входит в число крупнейших железных дорог страны. Она обслуживает территории 7 субъектов Российской Федерации: Челябинскую, Курганскую, Оренбургскую, частично Куйбышевскую, Саратовскую, Свердловскую области, Республику Башкортостан и Северный Казахстан. С 1 октября 2003 года Южно-Уральская магистраль стала филиалом компании "Российские железные дороги".
К 75-летней годовщине магистраль начала готовиться заранее, и по традиции южноуральские железнодорожники приготовили для жителей региона несколько подарков.
Начало мая ознаменуется на ЮУЖД сразу 3-мя событиями. Откроется после капитального ремонта Челябинская детская железная дорога, и горожане смогут прокатиться в новых вагончиках по вновь уложенному пути. Ко Дню Победы для ветеранов будет организована поездка на ретро-поезде. Музей подвижного состава под открытым небом, площадь которого заметно увеличилась, откроет обновленную экспозицию, представив новые экспонаты.
Летом жители Челябинской области получат в подарок новый электропоезд, который будет курсировать до Чебаркуля. А тех, кто живет на этой станции, порадует новый вокзал, сообщила служба по связям с общественностью ЮУЖД.


все новостивсе новости