Положение об основах правового регулирования деятельности операторов уже скоро разработают

17.09.2009 12:44
ОАО "РЖД" выступает за создание законодательной базы для регулирования работы операторов подвижного состава.
16 сентября президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин провел заседание научно-технического совета компании на тему "Об основных принципах управления перевозками в условиях полностью приватного парка грузовых вагонов".
В заседании совета приняли участие представители федеральных органов власти, научных учреждений, руководители частных операторских компаний и члены правления ОАО "РЖД".
"Решение целевых задач реформы в первую очередь по обеспечению вывоза предъявляемых объемов грузов без согласованных действий всех участников транспортного рынка становится невозможным. Дальнейшее инновационное развитие отрасли требует решения ряда проблем, появившихся в связи с увеличением доли приватного подвижного состава в общем парке грузовых вагонов, значительным количеством собственников подвижного состава", - отметил президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин.
Одной из таких ключевых проблем, по словам Владимира Якунина, является "отсутствие законодательного регулирования работы операторов подвижного состава, отсутствие обязательности заключения договора между оператором и перевозчиком – своего рода "дорожных правил".
Участники НТС также отметили, что существующая сегодня нормативно-правовая база – Гражданский Кодекс, Закон о железнодорожном транспорте, Устав железнодорожного транспорта и правила перевозок грузов во многом не отражают принципы, которые должны обеспечивать эффективную работу железнодорожного транспорта в новых условиях.
Владимир Якунин напомнил, что с созданием "Второй грузовой компании" публичный перевозчик впервые в своей истории начнет осуществлять перевозочную деятельность при отсутствии инвентарного парка. Это приведет к обострению ряда серьёзных технологических угроз, вызванных системными рисками, которые создаёт рост доли приватного подвижного состава.
Начальник Центральной дирекции управления движением Алексей Миронов сообщил, что компанией подготовлены базовые принципы системы управления вагонными парками разных собственников, направленные на эффективное использование инфраструктуры, тяги и погрузочных ресурсов.
"Поскольку принципы управления гружеными вагонопотоками одинаковы как для инвентарного, так и для приватного подвижного состава, наиболее важные изменения должны затронуть технологию управления порожними вагонами", - отметил Алексей Миронов.
Участники совещания подтвердили, что именно рост порожнего пробега создает главную технологическую угрозу железнодорожному транспорту в новых условиях. Доля порожнего пробега на сети железных дорог даже при сегодняшнем соотношении инвентарного и приватного парков достигла беспрецедентного размера – свыше 42%. Это особенно характерно для дорог Востока, работающих в условиях значительного роста экспортных грузопотоков. А массовое встречное перемещение порожних потоков однотипного и взаимозаменяемого подвижного состава снижает и без того ограниченные пропускные и провозные способности.
"Проблема нарастает уже сегодня, что хорошо видно на примере восточного полигона, где через стыки Мариинск и Междуреченск следует навстречу друг другу по 5-6 поездов в сутки порожних полувагонов и цистерн разных собственников", - привел пример Алексей Миронов. Среди других примеров неэффективного использования частного подвижного состава было названо также стихийное занятие инфраструктуры простаивающими в ожидании высокодоходной работы порожними вагонами.
По предложению экспертов, основой новых принципов управления перевозками могло бы стать полноценное положение об основах правового регулирования деятельности операторов, отражающее реалии сегодняшнего дня. Подобный документ в кратчайшие сроки планируется разработать и внести на утверждение в органы государственной власти.
Другим важным вопросом реформирования системы управления приватным подвижным составом, по словам Владимира Якунина, должно стать совершенствование тарифных ставок на перемещение порожних приватных вагонов. От решения этой задачи зависит дальнейшее развитие транспортного рынка и создание равных условий для всех операторов, отметили участники совещания. При этом уровень тарифов на перевозку порожних приватных вагонов должен быть экономически оправданным и создающим достаточные стимулы для оптимизации порожнего пробега и расширения возможностей их использования для попутной перевозки грузов.
ОАО "РЖД" намерено активизировать процесс создания законодательной базы для регулирования работы операторов подвижного состава. Для этого будет продолжено публичное обсуждение разработанных документов и предложений и сопровождение их рассмотрения во всех причастных ведомствах и структурах.


все новостивсе новости