Совет участников рынка услуг операторов предлагает свою систему расчёта стоимости перевозок

03.11.2009 12:32
На «круглом столе» по тарифной политике в рамках конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнёрство», проходившем недавно в Москве, исполнительный директор «Совета участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» Дмитрий Королёв, заявил, что отправители обеспокоены созданием Второй грузовой компании. Исчезнет парк подвижного состава ОАО «РЖД». А между тем стоимость перевозок в вагонах компании была ориентиром для бизнеса.
«Этот индикатор используется для формирования грузопотоков между предприятиями, для стратегического и инвестиционного планирования, когда определяется, какие производственные площадки нужно развивать, а какие – нет», – объяснил он.
По словам Дмитрия Королёва, бизнесмены в случае дерегулирования вагонной составляющей в тарифе опасаются и неконтролируемого роста цен на перевозки. «В третьем разделе Прейскуранта 10-01 (тарифы на маршрутах, ведущих к сухопутным погранпереходам) вагонная составляющая фактически не сформирована, потому что она «съедается» временем и условиями движения вагонов по сопредельным территориям. В итоге тариф при использовании приватного парка в маршрутах по России с учётом порожнего пробега практически находится на уровне инвентарного парка, который является сдерживающим моментом. При его исчезновении стоимость перевозок неизбежно возрастёт», – считает Дмитрий Королёв.
По его мнению, необходимо создать определённые ориентиры стоимости перевозок.
Комплексную ставку необходимо разделить на три составляющие: плату за гружёный рейс, плату за порожний пробег и вагонную составляющую.
Оплату за гружёный рейс, как это принято сейчас, следует рассчитывать по Прейскуранту 10-01 на основании информации, представленной грузовладельцем.
Единицей измерения вагонной составляющей должны стать вагоно-сутки с учётом времени на грузовые операции, на гружёный и связанный с ним порожний рейс. Оплата за порожний рейс – по правилам Прейскуранта 10-01 на основании информации, предоставленной оператором.
Например, порожний пробег может определяться как доля от протяжённости гружёного рейса. Её размер, а также минимальная дальность пробега устанавливались бы операторами в зависимости от пункта назначения. Сеть железных дорог должна быть поделена операторами на профицитные и дефицитные регионы. Один и тот же регион для одной компании может быть дефицитным, а для другой – профицитным. В зависимости от внутренней логистики компании и будет устанавливаться региональный размер порожнего пробега. Снижая этот показатель в дефицитных регионах, можно стимулировать отправителей направлять грузы именно туда.
Деление по классам при расчёте порожнего пробега должно быть отменено.
Предлагаемый механизм даст рынку три общесетевых индикатора, говорит Дмитрий Королёв. Первый – актуализированный и регулируемый государством Прейскурант 10-01 для частного подвижного состава. Второй – посуточная ставка пользования вагоном, которая позволит оценивать конкурентоспособность оператора и определять привлекательность частных инвестиций в строительство подвижного состава. Третий – зональная общесетевая карта стоимости порожнего пробега.
Дмитрий Королёв подчеркнул, что его предложения – лишь один из вариантов решения проблемы. Главное сейчас – начать обсуждение и процесс выработки отраслевых индикаторов, которые будут приняты всеми участниками перевозочного процесса.
Однако в ОАО «РЖД» считают, что опасения резкого роста цен на перевозки преувеличены. «К примеру, парк цистерн полностью частный, – говорит начальник департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политики ОАО «РЖД» Вячеслав Петренко. – Тем не менее тарифы на перевозку здесь фактически колеблются вокруг сумм, предусмотренных Прейскурантом 10-01».
Ещё один источник в ОАО «РЖД» заметил, что грузоотправители долгое время находились в комфортной ситуации и просто привыкли к тому, что у них всегда в запасе есть вагонный парк РЖД. «Дерегулирование тарифов покажет настоящую цену подвижного состава и те проблемы, которые у нас существуют в некоторых сегментах рынка перевозок. Ради этого и проводится реформа отрасли», – говорят в ОАО «РЖД».
Эксперт, руководитель направления машиностроения и транспорта по России и СНГ компании AT Kearny Евгений Богданов согласен с позицией РЖД. «Введение регулятора или индекса означает потерю конкурентоспособности для компании, которая будет вынуждена его придерживаться», – полагает Евгений Богданов. Опасения насчёт значительного роста тарифов он также считает необоснованными, поскольку сейчас в рыночных условиях некоторые операторы возят грузы по ставкам даже ниже уровня Прейскуранта 10-01.
В ФСТ «Гудку» сообщили, что в ведомстве вопрос введения тарифного индикатора при передаче инвентарного парка РЖД ВГК не обсуждается. 
По информации газеты "Гудок".


все новостивсе новости