В ТПП РФ обсудили государственную ценовую и тарифную политику

11.11.2009 16:12
В ТПП РФ прошла Всероссийская конференция на тему: «Эффективная ценовая и тарифная политика как инструмент реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития России».
В повестке Конференции - обсуждение актуальных вопросов государственной ценовой и тарифной политики, в том числе проекта Концептуальных подходов к формированию государственной политики цен в Российской Федерации, разработанного по заказу ТПП РФ Национальным институтом развития РАН.
В мероприятии приняли участие руководители министерств и ведомств Российской Федерации, комитетов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, организаций – членов ТПП РФ, представители территориальных ТПП, ведущих предприятий страны, науки и СМИ.
Открыл и провел Конференцию вице-президент ТПП России Сергей Катырин.
С докладом на конференции выступил Президент Торгово-промышленой палаты Российской Федерации, академик РАН Евгений Примаков.
Концептуальные подходы к формированию государственной политики цен в Российской Федерации изложил в своем выступлении генеральный директор Национального института развития РАН, профессор Михаил Гельвановский.
В своем выступлении министр транспорта РФ И.Левитин рассказал о роли транспортного комплекса в конкурентоспособности национальной экономики.
«Начиная с 2002 года рост тарифов на услуги транспорта отставал от темпов роста оптовых цен производителей промышленной продукции, -- сказал министр. -- Вместе с тем, транспортные издержки составляют в настоящее время значительную величину и оказывают существенное влияние на экономический результат обслуживаемых отраслей».
Удельный вес стоимости транспортных услуг в цене продукции промышленности и сельского хозяйства достигает 15-20 процентов. И. Левитин отметил, что транспортная составляющая в себестоимости продукции в значительной степени зависит от роста цен на материальные ресурсы (ГСМ, энергоресурсы и материалы), доля которых в структуре себестоимости перевозок колеблется от 30 до 55 процентов. Кроме того, существенное влияние на себестоимость перевозок оказывают высокая энергоемкость и значительный износ основных фондов. В зависимости от вида транспорта износ составляет от 45 до 70 процентов.
В сложившихся социально-экономических условиях возрастает роль тарифной политики на транспорте, как инструмента государственного регулирования. Тарифная политика, по мнению министра, должна предусматривать сочетание механизмов свободного ценообразования с регулирующими и контрольными функциями в интересах защиты потребителей и участников рынка.
«В тех сегментах транспортного рынка, где уже сегодня имеется высококонкурентная среда, вмешательство государства должно быть минимальным», -- подчеркнул И.Левитин.
Тарифы на грузовые перевозки формируются исходя из затрат на оказываемые услуги с учетом рыночной конъюнктуры и потребительского спроса. В таких сегментах, считает министр, необходимо пресекать недобросовестную конкуренцию и вытеснять с рынка перевозчиков, которые осуществляют ценовой демпинг за счет ухода от налогов и ответственности за качество сервиса, безопасности груза и пассажиров.
«В решении этой проблемы мы очень рассчитываем на сотрудничество с ассоциациями перевозчиков, руководством субъектов Российской Федерации», -- сказал И.Левитин.
Одним из базовых принципов тарифной политики министр считает возмещение субъектам естественных монополий потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов. В качестве примера он назвал компенсацию потерь от перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах, а также в направлении Калининграда.
Убыточной на протяжении ряда лет остается деятельность наземного городского пассажирского транспорта. Субсидии, выделяемые из региональных бюджетов, не покрывают в полном объеме потери транспортных компаний, возникающие в результате регулирования тарифов на перевозки пассажиров. В этой ситуации министр призвал руководителей регионов, в рамках своих полномочий по организации транспортного обслуживания населения, обеспечить проведение взвешенной тарифной политики, предусматривающей полную компенсацию потерь в доходах от перевозок пассажиров по регулируемым тарифам.


все новостивсе новости