Минтранс РФ подготовил изменения в структурную реформу с продлением 3-го этапа до 2011 г.

27.07.2010 17:43
Министерство транспорта РФ подготовило изменения в программу структурной реформы на железнодорожном транспорте и предлагает продлить срок окончания третьего этапа реформы с 2010 на 2011 год.
Соответствующий проект постановления правительства РФ опубликован в понедельник на сайте министерства. В 2010 году завершаются предусмотренные программой структурной реформы на железнодорожном транспорте сроки выполнения заключительного третьего этапа преобразований в отрасли. В октябре 2009 года Росжелдор выступил с предложением рассмотреть возможность продления третьего этапа реформы на пять лет – до 2015 года, отмечая, что выполнена только часть целей. В РЖД тогда сказали, что считают нецелесообразным продление третьего этапа структурной реформы.
В мае текущего года старший вице-президент РЖД Валерий Решетников заявил, что ОАО "Российские железные дороги" в 2010-2011 годах завершает реализацию правительственной программы структурной реформы железнодорожного транспорта РФ, при этом основные структурные преобразования будут завершены до конца текущего года. По его словам, в рамках реформы было сделано много, однако не все мероприятия удалось выполнить в срок.
Программой структурной реформы, напоминается в материалах министерства, определяющей основные цели, задачи и мероприятия структурной реформы на период до 2010 года, предусматривался поэтапный переход от модели госмонополии к модели рыночных отношений. Для этого были разделены функции по государственному управлению и функции, непосредственно связанные с хозяйственной деятельностью, определена правовая основа работы отрасли в условиях перехода к рынку услуг. Отмечается, что в рамках реформы, в частности, были реализованы мероприятия по разделению деятельности по перевозкам пассажиров и по оказанию услуг инфраструктуры, по сокращению перекрестного субсидирования между пассажирскими и грузовыми перевозками. Кроме того, была сформирована система раздельного учета доходов и расходов ОАО "РЖД" по видам деятельности.
В начале третьего этапа структурных преобразований создан механизм господдержки пассажирских перевозок. С 2009 года государством осуществляется 100% компенсация потерь в доходах по регулируемым пассажирским перевозкам дальнего следования. К концу прошлого года была разработана новая тарифная система, предусматривающая выделение в тарифе инфраструктурной, вагонной, локомотивной и вокзальной составляющих. Также было создано дочернее акционерное общество РЖД – ОАО "Федеральная пассажирская компания" (ФПК), которое начало свою хозяйственную деятельность в апреле 2010 года.
Министерство напоминает, что уже на первом этапе реформы стали появляться первые независимые операторы пассажирского подвижного состава. В сфере пассажирских перевозок в пригородном сообщении были созданы пригородные пассажирские компании с участием РЖД и субъектов РФ. При этом в пояснительной записке говорится, что перевозочная деятельность, по-прежнему, находится в монопольном состоянии, хотя программа предусматривает формирование к концу третьего этапа института независимых перевозчиков. К 2010 году не было создано необходимых экономических (тарифных) и правовых условий для формирования конкурентной среды в сфере перевозок грузов, отмечается в материалах.
Кроме того, по данным министерства, отсутствие тарифов на услуги инфраструктуры не позволяет независимым перевозчикам рассчитать свои ставки тарифов. В этой связи, говорится в документе, в настоящее время особое внимание должно быть уделено мероприятиям, направленным на создание базовых условий демонополизации перевозочного сегмента. Речь идет об определении тарифов на услуги инфраструктуры, продолжении унификации тарифов на внутрироссийские и экспортно-импортные перевозки, определении правил недискриминационного доступа перевозчиков на рынок перевозок в рамках моделей конкуренции "на маршруте" и "за маршрут".
"Принимая во внимание данные обстоятельства, положения программы структурной реформы в части, касающейся создания условий для формирования конкурентных отношений в сфере перевозок грузов, требуют корректировки", – говорится в пояснительной записке. Также, считает Минтранс, необходимо предусмотреть ряд мер, направленных на создание условий для развития института саморегулирования на железнодорожном транспорте. Проект постановления предусматривает внесение соответствующих изменений в программу структурной реформы. "Учитывая, что сроки реализации программы структурной реформы истекают, проектом постановления предусматривается корректировка сроков реализации третьего этапа с продлением его до 2011 года", – говорится в документе, подготовленном Минтрансом.
Одновременно с корректировкой основных задач и мероприятий структурной реформы Минтранс подготовил проект плана мероприятий структурной реформы на железнодорожном транспорте на период 2010 – 2011 годы. В этот период ведомство предлагает выполнить ряд мероприятий. В частности, предполагается, что ОАО "РЖД" должно создать Вторую грузовую компанию с поэтапным внесением в ее уставный капитал инвентарного парка грузовых вагонов. При этом часть требующих капитального ремонта полувагонов этого парка выставляется на продажу. В составе РЖД остается около 30 тысяч вагонов, необходимых для осуществления внутрихозяйственной работы. Как сообщалось, РЖД уже провело два аукциона про продаже вагонов инвентарного парка.
В документе отмечается, что РЖД должно выставить на продажу контрольный пакет акций ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК) до момента полной оплаты уставного капитала ВГК.
Кроме того, проект предусматривает определение тарифов на услуги инфраструктуры, совершенствование тарифной политики, включая поэтапную унификацию тарифов второго и третьего разделов прейскуранта 10-01, принятие решений о дерегулировании тарифов на перевозки грузобагажа. Одним из важных мероприятий плана, отмечает министерство, является разработка целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок к 2015 году. Как сообщалось, РЖД представили такую модель в октябре прошлого года.
РИА "Новости"


все новостивсе новости