Последний аукцион по продаже вагонов вызвал ажиотаж среди операторов

25.11.2010 15:06
ОАО "РЖД" завершило распродажу 60 тыс. вагонов. Последний аукцион вызвал ажиотаж, он собрал самое большое количество участников, взвинтивших стартовую цену втрое. Победитель – "Нефтетранссервис" – принес монополии почти 5 млрд руб. По итогам шести аукционов ОАО "РЖД" получило более 15 млрд руб., а в отрасли появилось два крупных собственника наиболее дефицитных сегодня полувагонов – это "Нефтетранссервис", который связывают с братьями Аминовыми, и Независимая транспортная компания (НТК) Владимира Лисина. 
24 ноября состоялся последний из серии аукционов ОАО "РЖД" по продаже вагонов. Очередной лот из 10 тыс. полувагонов вызвал у участников рынка беспрецедентный интерес. На лот, начальная стоимость которого составляла 1,6 млрд руб., претендовало восемь компаний. Их список не раскрывается. Источники "Ъ" говорят, что четыре претендента были связаны с крупными промышленными группами – "ММК-Транс", "Мечел-транс", "Металлоинвесттранс" и входящая в группу НЛМК НТК. Также участвовали дочерняя ОАО "РЖД" Первая грузовая компания (ПГК), независимый оператор "Нефтетранссервис" и лизинговая компания Brunswick Rail.
По словам одного из участников, аукцион шел два с половиной часа. После 3,5 млрд руб. большинство участников перестали торговаться, продолжили борьбу "Нефтетранссервис" и Brunswick Rail. Победил "Нефтетранссервис", предложив 4,9 млрд руб. Это сама большая сумма за всю историю торгов (прошло шесть аукционов). В августе "Нефтетранссервис" купил те же 10 тыс. полувагонов всего за 1,07 млрд руб.
"Нефтетранссервис" – частный железнодорожный оператор. Парк компании с учетом купленных у ОАО "РЖД" вагонов составляет около 45 тыс. вагонов., 16 тыс. из которых – цистерны, остальные – полувагоны. Прогнозируемый объем перевозок на 2010 год – 35 млн тонн. Акционеры не раскрываются. По данным участников рынка, оператор принадлежит нескольким частным лицам, в том числе предпринимателям Вячеславу и Вадиму Аминовым (входят в совет директоров компании).
Глава агентства InfraNews Алексей Безбородов отмечает, что даже с учетом того, что "шикарный актив в виде 23 тыс. вагонов-зерновозов был, по сути, продан "Русагротрансу" по минимальной цене", ОАО "РЖД" удалось заработать на старых вагонах 15,6 млрд руб. – больше, чем на IPO "Трансконтейнера".
Член совета директоров "Нефтетранссервиса" Алексей Лихтенфельд объясняет резкий рост цены тем, что в последних торгах участвовали компании с высокими финансовыми возможностями. "В среднем мы купили оба лота по 3 млрд руб., что соответствует ценовому уровню лотов на всех четырех аукционах", – добавил господин Лихтенфельд. Он пояснил "Ъ", что необходимость в дополнительном парке стала следствием запроса клиентов компании, среди которых СУЭК, "Мечел", Evraz Group и "Металлоинвест", на увеличение работы. До сделок с ОАО "РЖД" "Нефтетранссервис" управлял 12 тыс. полувагонов, но основным бизнесом компании была перевозка нефтеналивных грузов.
Другие претенденты объясняют ажиотаж вокруг лота дефицитом полувагонов. "Вагоностроительные предприятия не справляются из-за нехватки вагонного литья", – говорят в ПГК. Гендиректор агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров согласен с этим, отмечая, что арендная ставка на полувагон выросла с 900 руб. в сутки в начале года до 1,5 тыс. руб. в ноябре. Цены на новые полувагоны выросли на 60%, почти до 2 млн руб. (без НДС). По его мнению, напряженная ситуация продлится до конца 2011 года, когда будут полностью переданы вагоны от ОАО "РЖД" к его новому дочернему оператору – Второй грузовой компании. Эксперт отмечает, что процесс переоформления отчасти и приводит к дефициту вагонов на рынке.
Однако не все участники рынка считают итоговую цену лота оправданной. Источник "Ъ" в "Газпромтрансе" полагает, что ОАО "РЖД" продавало "металлолом, а не вагоны". "На аукционы выставлялись вагоны с истекшим сроком службы, – пояснил собеседник "Ъ". – Они требуют капремонта, стоимость которого на 10 тыс. вагонов составит около 3 млрд руб. За эти деньги проще было купить работающий бизнес на Украине или в Казахстане". Даже с учетом ремонта итоговая стоимость лота в два с половиной раза ниже, чем покупка новых полувагонов. Однако одним из условий ОАО "РЖД" является ограничение срока службы этих вагонов пятью годами, тогда как срок службы нового полувагона составляет 22 года.
В то же время, отмечает Михаил Бурмистров, итоги аукционов изменят расстановку сил на рынке. НТК и "Нефтетранссервис", купившие по 20 тыс. полувагонов, станут крупнейшими частными игроками в этом сегменте – нынешний лидер Globaltrans владеет 21,6 тыс. полувагонов.
Газета "Коммерсантъ"

все новостивсе новости