Транзитные перевозки через Украину заметно выросли

31.08.2007 15:08
В текущем году, впервые в истории независимой Украины, транзитные перевозки грузов показали рост по всем видам транспорта, включая морской и речной.
Такой вывод дает Госкомстат Украины исходя из данных грузоперевозок за первое полугодие. В итоге совокупный рост транзитных грузопотоков через Украину, взятый по всем видам транспорта, включая трубопроводный, составил убедительные +71% или +75,4 млн тонн, до 181,7 млн. Даже если исключить трубопроводную составляющую, где имел место почти двойной рост транзитных объемов (+93,8%, до 129,27 млн тонн), по остальным видам транспорта общий рост остается весьма заметным - +32,9%, до 52,5 млн тонн.
Данная тенденция практически тотального роста сменила собой прежнюю неустойчивую картину, когда, на фоне роста отдельных составляющих, прочие показывали снижение. Так, годом ранее, за аналогичный период 2006-го года, имело место снижение водного транзита, причем как морского, так и речного; показал снижение также транзит автомобильным транспортом. По концу года картина была иной: речной транзит вышел в плюсовую динамику; автомобильный продемонстрировал резкий, в 2,5 раза, рост.
В текущем году наиболее характерными стали темпы роста речного транзита. Так, если за весь 2006-й год его объемы составили немногим более 18 тыс. тонн, то за первую половину года нынешнего перевезено уже более 31 тыс. Как подчеркивают украинские морские специалисты, в текущем году сказалось возобновление функционирования украинского глубоководного сообщения Дунай – Черное море. Восстановление, после годичного простоя, работы глубоководного судового хода (ГСХ) Дунай – Черное море по руслу Быстрое, даже в рамках первого этапа проекта ГСХ, с проходной осадкой 5.5 м, вызвало резкий рост речного транзита, на уровне +72% по отношению к объему предыдущего полугодия. По мнению аналитиков, столь высокие темпы подтверждают конкурентоспособность украинского судового хода, через который пошли транзитные грузы широкой номенклатуры - зерно, металл, уголь, газонефтепродукты. «Если в мае т.г. интенсивность судопроходов составляла в среднем 2.5 судна в сутки, то сейчас – более 4.5. При этом порядка 45% судов - «иностранцы». Еще более важно, что через наш судовой ход пошли и румынские суда», - отметил Виктор Бездольный, директор ГП «Дельта-лоцман» - предприятия, взявшего на себя реализацию проекта ГСХ по поручению Минтранссвязи Украины. Как рассчитывают специалисты, доведение глубин до проектных 7,2 м сделает ГСХ безальтернативным по эффективности глубоководным сообщением река-море на Дунае.
В секторе морского транзита обозначился, впервые после затяжного спада, рост. За полугодие он составил +4,6% к тому же полугодию предыдущего года, выведя объем на уровень чуть более 1,1 млн тонн. Напомним, аналогичное полугодие предыдущего года закончилось со спадом на уровне -22,6%, год в целом – со снижением -33,2%. По оценке специалистов, позитивный перелом в данном секторе во многом обусловлен тем же фактором восстановления работы ГСХ, с подключением его к морскому плечу перевозок.
Транзит автомобильным транспортом за полугодие показал рекордный рост, увеличившись в 8,9 раз против того же полугодия предыдущего года. Его объемы на уровне 2,114 млн тонн составили 1,1% общего транзитного объема Украины, 4% - без учета трубопроводной транспортировки. Если учесть, что железнодорожный транзит через сухопутные погранпереходы Украины за тот же период оценивается в 20 млн тонн, очевидна малая пока доля переключения транзитных перевозок на автотранспорт, ограничивающаяся в основном сезонным скоропортом.
Наиболее весомо выглядит транзитный вклад «Укрзализныци», взявшей на себя более 27% совокупного транзита либо 94,2% - без учета трубопроводной составляющей. С опорой на данные Гостаможслужбы Украины, рост здесь составил +28,4%, до 49,15 млн тонн. Абсолютная прибавка железнодорожной составляющей также лидировала по весомости - +10 млн тонн, что составило более чем 77% от совокупного роста всех видов транзита, включая автомобильный и водный.


все новостивсе новости