Минтранс предлагает метод проектного финансирования

31.10.2007 14:07
Особенностью федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010 – 2015 годы» будет широкое использование нового для страны метода проектного финансирования. Он позволит более справедливо распределить риски между участниками.
«Мы приступаем к реализации новой ФЦП по формированию транспортных систем и сейчас рассматриваем проекты регионов, чтобы учесть в своих планах их заявки, – сообщил на инвестиционном форуме в Сочи министр транспорта Игорь Левитин. – Формы инвестирования, которые были раньше, уже не проходят, нужно проектное финансирование, долгосрочные проекты».
Министр заметил, что уже не стоит вопрос о средствах. Важно, как ими распорядиться, что является приоритетным и каким образом инвестировать в те или иные проекты.
Существуют еще десятки и сотни более мелких рисков, на которые, как говорят эксперты, изначально лучше вообще не обращать внимания (поскольку тогда строительство и не начнется), однако при их появлении кто-то будет вынужден понести дополнительные расходы.
«Главные проблемы лежат даже не в сфере законодательства, а в зоне правоприменения, – считает Иннокентий Иванов, старший юрист Freshfields Bruckhaus Deringer, компании, которая сопровождает все крупные проекты ГЧП, в том числе и Западный скоростной диаметр. – Должен быть решен вопрос эффективного баланса интересов между государством и частным бизнесом.
Перед государством стоят большие задачи в части развития инфраструктуры и социального развития, и оно должно обеспечивать эти задачи, но для частного бизнеса смысл реализации проектов – это эффективность. Инвестор не пойдет, если не сможет эффективно реализовать проект с прибылью для себя».
В российских условиях, к примеру, очень высок риск из-за того, что в случае финансирования обычными методами из бюджета объект управляется из рук вон плохо и быстро приходит в негодное состояние.
«Отличительная особенность финансового проектирования – это то, что у объекта появляются хозяин и вполне определенные финансовые показатели, по которым можно оценить эффективность его строительства и эксплуатации, – пояснил «Гудку» партнер компании «Эрнст энд Янг – бизнес-консультирование» Сергей Закатий. – Кроме того, взаимность интересов государства и бизнеса является своего рода финансовой страховкой.
К примеру, государство при наличии большого количества объектов и серьезного вклада в них не заинтересовано в том, чтобы инфляция превышала запланированные показатели, так как это ухудшает качество бизнес-планов и ведет к потерям для бюджета».
Как считает Игорь Левитин, пора переходить и на менее масштабные проекты, на которые внебюджетное финансирование смогут привлечь и регионы. Кстати, сейчас решается задача создания региональных инвестиционных фондов, которые в отличие от федерального Инвестфонда могли бы финансировать относительно небольшие проекты стоимостью, например, от 1 млрд руб. По крайней мере, министр финансов Алексей Кудрин против этого не возражает и пообещал рассмотреть вопрос.


все новостивсе новости