ОАО "РЖД" просит отмены решения и предписания к компании в связи с созданием ОАО "ПГК"

07.03.2008 17:45
ОАО "РЖД" направило в Федеральную антимонопольную службу России письмо с просьбой рассмотреть возможность отмены решения и предписания к компании в связи с созданием ОАО "Первая грузовая компания".
В письме указано, что, в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции", создание ОАО "ПГК" не требует получения предварительного согласия ФАС России, уведомление ФАС России о создании ОАО "ПГК" также не является обязательным.
Вместе с тем, ОАО "РЖД" сочло необходимым в добровольном порядке проинформировать ФАС России о создании ОАО "ПГК". Соответствующая информация компанией была предоставлена в ФАС России письмом. Никаких замечаний, требований о предоставлении дополнительных сведений и ответа из ФАС России до настоящего времени не поступало.
Однако более чем полгода спустя ОАО "РЖД" и ОАО "ПГК" получили указанное выше решение от 07.02.2008 о выдаче предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
По мнению ОАО "РЖД", указанное решение вынесено с нарушением порядка, предусмотренного статьей 33 Федерального закона "О защите конкуренции", поскольку отсутствуют основания для вынесения решения (оно должно быть вынесено по результатам рассмотрения ходатайства или уведомления), а также пропущены сроки, установленные для его вынесения.
Кроме того, ряд требований, изложенных в предписании, представляется не соответствующим действующему законодательству.
Так, пунктом 1 предписания установлено требование к ОАО "РЖД" при поступлении заявок на перевозку грузов в вагонах перевозчика и при отсутствии собственных вагонов для исполнения указанной заявки обеспечить использование вагонов ОАО "ПГК" на условиях, установленных для вагонов перевозчика.
Вместе с тем, принцип публичности договора перевозки означает обязанность перевозчика обеспечить равный подход ко всем клиентам, а не необходимость выполнить все без исключения заявки на перевозку. Отсутствие вагонов для перевозки является примером обоснованного отсутствия технических возможностей осуществления перевозки, что на основании статьи 11 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" дает перевозчику право отказать в согласовании заявки. Действующим законодательством не установлено указание в лицензии на перевозку грузов информации о количестве вагонов и локомотивов, находящихся во владении перевозчика. Соответственно, по отношению к перевозчику не может быть установлено требование безусловного удовлетворения потребностей всех грузоотправителей в перевозках.
Пунктом 2 предписания ОАО "РЖД" запрещается передавать в пользу ОАО "ПГК" свои полномочия и функции, предоставляющие информационный или административный контроль над деятельностью иных хозяйствующих субъектов.
В настоящее время доступ к информационным ресурсам ОАО "РЖД" осуществляется ОАО "ПГК" на условиях, аналогичных установленным для других собственников подвижного состава. В части административного контроля следует отметить, что в отношениях между хозяйствующими субъектами такой вид контроля в принципе невозможен.
В пункте 3 предписания говорится о соблюдении права грузоотправителя использовать по своему усмотрению подвижной состав как перевозчика, так и иного собственника, на равных условиях с ОАО "ПГК".
Смысл данного требования не ясен. Очевидно, что каждый грузоотправитель, в том числе и ОАО "ПГК", вправе использовать подвижной состав, принадлежащий любому собственнику, при наличии возможности его эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования. В том случае, если данное требование предполагает иную трактовку, ОАО "РЖД" просит дополнительно его разъяснить.
Пункт 4 предписания обязывает ОАО "РЖД" обеспечить аналогичные условия взаимодействия как с ОАО "ПГК", так и с другими собственниками подвижного состава.
Порядок взаимодействия между ОАО "РЖД" и ОАО "ПГК" регламентируется Технологическим регламентом взаимодействия, утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 31.10.2007 № 2070р. В соответствии с указанным Технологическим регламентом, взаимодействие ОАО "РЖД" с ОАО "ПГК" осуществляется на правовых и технологических условиях, действующих и для других собственников подвижного состава. Между ОАО "РЖД" и ОАО "ПГК" заключены договоры о передаче вагонов собственности ОАО "ПГК" во владение и пользование ОАО "РЖД" и на осуществление расчетов за перевозки грузов. Условия данных договоров не содержат признаков злоупотребления доминирующим положением ни со стороны ОАО "РЖД", ни со стороны ОАО "ПГК". В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации указанные договоры не являются публичными. Таким образом, требование к ОАО "РЖД" обеспечить заключение аналогичных договоров на аналогичных условиях со всеми собственниками подвижного состава противоречит принципу свободы договора, установленному статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пункт 5 предписывает ОАО "РЖД" обеспечить в организациях, входящих в ОАО "РЖД" или составляющих с ОАО "РЖД" одну группу лиц, одинаковый уровень цен на ремонт подвижного состава, принадлежащего ОАО "РЖД", ОАО "ПГК" и третьим лицам.
При вынесении данного пункта не учтено то обстоятельство, что ремонт ОАО "РЖД" собственных вагонов не может расцениваться в качестве оказания услуг в понимании действующего законодательства. Поскольку в данном случае происходит совпадение заказчика и подрядчика в одном лице, собственно продажи услуги не происходит. Взаиморасчеты, произведенные в рамках одного юридического лица, являются составной частью его управленческого учета. Ремонт вагонов ОАО "РЖД" направлен на восстановление основных средств, затраты на него входят в себестоимость грузовых перевозок в качестве вагонной составляющей. В связи с этим стоимость ремонта вагонов для ОАО "РЖД" равняется себестоимости при нулевой рентабельности. Ремонт грузовых вагонов сторонних организаций, включая ОАО "ПГК", производится по ценам, установленным с учетом рентабельности. Порядок формирования цены, типовая форма калькуляции на выполнение работ определены распоряжением ОАО "РЖД" от 25.01.2007 № 109р.
В пункте 6 предписания содержится требование обеспечить равный доступ всех заинтересованных лиц к работам и услугам, оказываемым ОАО "ПГК".
Данное требование противоречит действующему законодательству, поскольку оно фактически устанавливает принцип публичности всех договоров ОАО "ПГК" на выполнение работ и оказание услуг третьим лицам. В то же время, в соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичность того или иного договора может быть установлена только законом. С учетом изложенного, формулировка пункта 6 предписания противоречит статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая устанавливает свободу договора.
Пункт 7 предписания, устанавливающий порядок передачи ОАО "ПГК" функций перевозчика, владельца инфраструктуры по агентскому договору с ОАО "РЖД", противоречит пункту 2 предписания, в соответствии с которым передача данных функций запрещена. Кроме того, в настоящее время между ОАО "РЖД" и ОАО "ПГК" не заключено ни одного агентского договора.
В заключение необходимо отметить, что основой для хозяйственной деятельности ОАО "ПГК" является договор о передаче вагонов собственности ОАО "ПГК" во владение и пользование ОАО "РЖД" от 26.10.2007 № 1147, одобренный ФАС России (решение от 24.10.2007 № ЦА/19795).


все новостивсе новости