МЭРТ предлагает ОАО "РЖД" ограничиться повышением тарифов на грузовые перевозки ниже уровня инфляции

27.02.2007 18:10
В сценарных условиях развития экономики России до 2010 года МЭРТ предлагает ОАО "РЖД", в отличие от других естественных монополий, ограничиться повышением тарифов на грузовые перевозки ниже уровня инфляции.
Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам вчера приняла к сведению "Сценарные условия", представленные Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ). Документ предполагает рост ВВП на уровне 5,9 – 6,1%, инфляция должна снизиться за три года до 6,5%. При этом резко возрастают цены на газ и электроэнергию.
Согласно прогнозу, рост тарифов на электроэнергию должен составить в среднем 16 – 17% в 2008 году, 15 – 16% – в 2009 году и 13 –15% – в 2010 году. При этом доля свободного рынка электроэнергии в течение трех лет должна увеличиться с 15 до 80%, то есть реально тариф для промышленного сектора может оказаться выше этих значений.
В то же время рост цен на железнодорожные грузовые перевозки запланирован на уровне 7% в 2008 году, 6,8% – в 2009 году и 6,5% – в 2010 году, а на пассажирские перевозки – на 14%, 13% и 12% соответственно. Таким образом, в отличие от других монополий по отношению к ОАО "РЖД" правительство намерено проводить политику "инфляция минус", что чревато серьезным недофинансированием отрасли.
Как заявил вице-президент ОАО "РЖД" Салман Бабаев, в случае такого повышения тарифов на электроэнергию или другие услуги монополий государству придется принимать сложное решение. Либо инфраструктура должна финансироваться государством целевыми выплатами, либо надо вести речь о сокращении обслуживания нерентабельных направлений. Поэтому ОАО "РЖД" обратилось в МЭРТ с просьбой увеличить тарифы на грузовые перевозки на 13,5%.
Впрочем, в МЭРТ винят во всем самих железнодорожников. Как заявил "Гудку" представитель министерства, ОАО "РЖД" не представило отчета, куда и на какие цели пойдут предоставленные в счет компенсации за пассажирские перевозки деньги. "Пассажирские перевозки субсидируются за счет грузовых. Мы повысили тарифы на пассажирские перевозки с 11 до 14%, государство начало выделять деньги, а теперь о перекрестном субсидировании как-то стали забывать, – заявил "Гудку" представитель МЭРТ. – Но ведь если убыточность "пассажирки" уменьшилась, то рентабельность грузовых перевозок должна возрасти. Но железнодорожники не смогли представить, как это отразится на инвестициях в инфраструктуру. Позиция министерства зависит от того, как будет обосновано все это".
Однако, скорее всего, правительство хочет воспользоваться уже доказанной способностью РЖД держать инфляционный удар, а это позволит сдерживать общий рост инфляции в стране. "У РЖД довольно высокий уровень фиксированных затрат, не зависящих от объема перевозок, – объясняет аналитик Standart and Poor’s Евгений Коровин. – Даже если остальные затраты (та же электроэнергия) растут выше инфляции, они не должны линейно распределяться на возрастающий трафик. Если посмотреть на фактическую динамику, то такой показатель, как рост затрат на тонну-километр, РЖД удается держать ниже уровня инфляции". Об этом сообщает газета "Гудок".

все новостивсе новости