Унификация ж/д тарифов с Украиной и Казахстаном не особо выгодна России

28.09.2010 15:54

Как сообщалось, Украина и Казахстан предлагают России унифицировать тарифы на железнодорожные перевозки грузов.
Однако, помимо очевидных выгод, унификация несет в себе и риски, пишет "Эксперт Казахстан". По мнению аналитика Альфа-банка Георгия Иванина, они сконцентрированы в механизме принятия решений. "Решение будет принято президентами в лучшем случае на базе расчетов, которые им заранее подготовят экономисты. Но политики здесь будет явно больше, чем экономики", - убежден эксперт.
Так сложилось исторически, что уровень транзитных тарифов в Казахстане, Украине и России существенно выше, чем при перевозках внутри этих стран. И раньше, и сейчас правительства многих стран мира рассматривают транзит как источник наполнения национальных бюджетов. В то же время относительно низкие внутренние тарифы применяются правительствами для снижения издержек логистики при перевозке социально значимого или экспортного сырья. По оценкам аналитика "БрокерКредитСервиса" Севастьяна Козицына, внутренние тарифы любого государства в 2-3 раза ниже транзитных тарифов.
Между тем просьба Казахстана и Украины о снижении транзитных тарифов по территории России не сопровождается аналогичными ответными предложениями по снижению транзитных тарифов для российских грузов по территории этих стран. "В результате реализация озвученных в ходе визита казахстанского президента в Украину предложений выгодна только казахским предпринимателям, работающим на экспорт через порты Украины, и портам Украины, которые смогут аккумулировать дополнительную прибыль", - поясняет г-н Козицын. И предлагает Астане и Киеву сконцентрироваться на оптимизации расходов в портах и услуг по перевалке грузов.
В случае принятия предложений Казахстана и Украины российские железные дороги потеряют часть доходов от транзитных перевозок казахстанских грузов, а российские предприятия не ощутят выгоды от снижения казахстанских транзитных тарифов в связи с отсутствием транзитного грузопотока через территорию Казахстана.
"Таким образом, экономическая выгода от предложения Казахстана и Украины для России как минимум не очевидна", - полагает г-н Козицын.
Унификации нельзя добиться, взяв за базу тарифы одной из стран. Тем более ее нельзя осуществить путем простого арифметического вычисления средневзвешенного тарифа. Даже если политическое решение будет принято уже в ближайшее время (казахстанские власти намерены еще в ноябре этого года согласовать с Россией и Беларусью вопрос унификации железнодорожных тарифов в рамках ТС), то времени для его реального воплощения потребуется достаточно много.
В целом же перспективы унификации эксперты оценивает весьма неоднозначно. Сначала стороны договорятся о снижении тарифов и выработке унифицированного тарифа. Но по прошествии некоторого времени мы увидим рост унифицированного тарифа. В первую очередь это связано со слабой конкурентной средой в сфере железнодорожных перевозок и отсутствием реальных конкурентов монополистам: РЖД в России, КТЖ - в Казахстане.



все новостивсе новости