Трансконтейнер и ПГК более других "дочек" РЖД подготовлены к приватизации

21.01.2011 13:38
ОАО "Трансконтейнер", наряду с ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК), среди всех "дочек" ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) является наиболее подготовленными к приватизации.
Так считает замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Анатолий Голомолзин.
"Предполагается, что будет приватизация ПГК, той компании, которая в большей мере готова к этому процессу. Приватизация "дочек" РЖД снижает потенциал доминирующего положения группы на рынке, способствует развитию конкуренции. В этом смысле наиболее подготовленным (к ней) является "Трансконтейнер". И с точки зрения корпоративного управления, и с точки зрения организации процессов. Эта компания провела IPO, и обсуждаются процессы дальнейшей ее приватизации", – сказал он журналистам.
"Это те компании, которые готовы к тому, чтобы начинать работать в условиях конкурентного рынка", – добавил А. Голомолзин.
В начале ноября РЖД провели IPO "Трансконтейнера", в ходе которого за 35% минус 2 акции выручили около $388 млн на реализацию своей инвестиционной программы. Доля перевозчика в операторе при этом сократилась с 85% до 50% минус 1 акции. Позднее заместитель главы министерства транспорта РФ Андрей Недосеков допустил, что контроль в "Трансконтейнере" может быть продан для покрытия дефицита средств на инвестиционную программу РЖД (уже в 2012 г. он может составить порядка 100 млрд руб. при общем объеме cарех в пределах 350 млрд руб.).
Поводом к разговорам о продаже контроля в "Трансконтейнере" стали заявления представителей транспортной группы Fesco о намерении в будущем консолидировать более 50% акций "дочки" РЖД (в ходе IPO приобрела 12,5% его акций). "Мы обозначили срок 2-3 года, в которые это все равно состоится, потому что в любом случае на этом этапе реформы расставание с контрольными пакетами произойдет", – говорил президент группы "Промышленные инвесторы", контролирующей Fesco, Сергей Генералов.
Президент РЖД Владимир Якунин согласился, что "с учетом развития рынка и конкуренции в области перевозки контейнеров", а также "с точки зрения управляемости этого процесса" у перевозчика нет необходимости держать контрольный пакет в "Трансконтейнере". "Возможно, целесообразно пойти на снижение нашей доли", – сказал он, заметив, что РЖД не хотели бы снижать ее ниже 25%. В интервью "Интерфаксу" он выразил мнение, что дальнейшую приватизацию оператора лучше проводить в форме SPO, хотя и затруднился сказать, в течение какого периода это могло бы произойти.
Контрольный пакет в ПГК может быть продан в течение I полугодия, заявлял ранее министр транспорта Игорь Левитин. Ранее была согласована приватизация 75% акций оператора. Министр сообщал, что сейчас рассматриваются 2 варианта продажи – в зависимости от оценки компании. В случае, если она устроит правительство и профильные ведомства, может идти речь о продаже сразу всего пакета стратегическому инвестору. Если возникнут вопросы относительно оценки, будет принято решение о проведении IPO 10-15% акций ПГК и дальнейшей продаже оставшегося пакета акций на основе определенной в ходе размещения рыночной стоимости грузовой компании. В. Якунин заявлял, что РЖД оценивают стоимость 75% акций ПГК в $5-6,5 млрд.
"Трансконтейнер" оперирует крупнотоннажными контейнерами и фитинговыми платформами для их перевозки, а также имеет сеть терминалов в РФ и Словакии. Чистая прибыль группы по МСФО в 2009 г. составила 589,6 млн руб. при выручке в 16,4 млрд руб., в I полугодии 2010 г. – 197 млн руб. и 9,942 млрд руб., соответственно. РЖД принадлежат 50% + 1 акция оператора, группе Fesco – 12,5%, Европейскому банку реконструкции и развития 9,25%, у других владельцев, в том числе ТКБ и НПФ "Благосостояние" – еще 11,63% акций. Free-float составляет 16,63%.
"Первая грузовая компания" – крупнейший в РФ оператор железнодорожных перевозок. РЖД владеют 100% акций ПГК. Сейчас в собственности компании находится более 200 тыс. вагонов различных типов. В 2009 г. ПГК перевезла 300,2 млн тонн грузов.
ИА "Интерфакс"

все новостивсе новости